Историк Алексей Сокирко о крымско-татарском просветителе Исмаиле Гаспринском


Рекламные ссылки:

Категория: Новости / Украина // Оставить отзыв

. NEWSGG.RU — Рядовому украинцу очень мало известно об истории крымско-татарского народа. Все слышали о нападениях кочевников, Крымское ханство и русско-турецкие войны. Однако очень редко внимание акцентируется на более поздние времена, когда Крым вошел в состав Российской Империи, а крымские татары постепенно переставали быть большинством населения полуострова.

Именно в эти времена жил человек, которого часто называют отцом крымско-татарского народа. Он реформировал старое образование, издал первую крымскотатарскую газету, а затем и первый журнал для женщин. И все это в начале ХХ века в мусульманском Крыму. Кто этот человек? О крымскотатарском просветителе Исмаиле Гаспринском нам расскажет историк Алексей Сокирко.

Алексей Сокирко:
Исмаил Гаспринский является знаковым лицом для крымских татар и вообще тюркских народов, проживающих в Европе. Это один из лидеров, фактически основателей национального возрождения тюрков в Российской империи и, как его очень часто называют, отец крымскотатарского народа. Он родился в Крыму, в ялтинском уезде Таврической губернии в 1851 году. Отец был крымским татарином, а мать происходила из довольно известной аристократической семьи мишарей.

И. Гаспринский за работой в кабинете. 1910 г.. Из фондов музея И. Гаспринского
Начальное свое образование Исмаил получил в мусульманской школе — мектебе. Затем он учился в симферопольской мужской гимназии. Поскольку его отец был офицером русской армии, получил дворянский титул за заслуги, что было довольно обычным путем для нобилитации для многих крымских татар, которые лояльно относились к Российской Империи после аннексии Крыма в конце XVIII века.

Поскольку семья была малоимущей и не имела достаточного состояния для того, чтобы дать ему качественное образование, которая стала залогом хорошей карьеры, Исмаил продолжил обучение в Воронежском кадетском корпусе и Втором московском корпусе. Туда, как правило попадали дети малоимущих и средне состоятельных дворян. Не только из числа крымских татар, но и российские, украинские, польские дворяне средней руки. Их туда отдавали с расчетом, что потом мальчики вырастут, сделают себе офицерскую карьеру и состояние. Но, очевидно, что этот путь не привлекал Исмаила, поскольку он любил литературу и военная служба его не привлекала.

Не закончив кадетского корпуса он уехал за границу, несколько лет прожил во Франции, путешествовал по Европе, знакомился с культурой, в настоящее время приходятся его первые попытки в литературе. Год он прожил в Турции. Вернувшись в Крым человеком с другим мировоззрением, ценностями и целями, вернулся европейцем.

Андрей Кобалия:
И тут получается, что Исмаил Гаспринский, который возвращается европейцем в Крым, является сторонником джадидизма, его также считают реформатором. Расскажите, что случилось с ним после того как он приехал в Крым, и что такое «джадидизм», потому что не все наши слушатели знакомы с этим термином.

Алексей Сокирко:
Это произошло не сразу. Он был еще достаточно молодым человеком с западным сознанием. Все эти идеи реформ появятся уже во время реализации конкретных проектов. Но он сразу увидел колоссальное отставание и проблемы социокультурного развития, в котором оказались крымские татары. Коренной народ - крымские татары на острове со времен российской аннексии уже значительно уменьшились многочисленные и сдвинутые в очень узкие социальные ниши, которые не позволяли им развиваться экономически, образовательно и культурно.

Гаспринский считал, что дело возрождения крымских татар только путем их приобщения к европейским ценностям, к плодам цивилизации и ее самых технологий. И в этом видел спасение. Но это был путь эволюции. Скорейшего выздоровления не будет. Гаспринский в первых своих публицистических произведениях писал «мой народ болен, но его выздоровление это не дело сегодняшнего».

Главным способом он считал образование и прививание новых ценностей: бытовая культура, например, гигиена, образованность, самосовершенствование, активная деятельность. Независимо от того, каким трудом ты занимаешься; ты можешь быть крестьянином, муллой, школьным учителем, чиновником, но ты все время должен совершенствоваться. Таким образом ты будешь способствовать развитию народа.

Гаспринский вместе с крымско-татарскими детьми. 1910 г.. Из фондов музея И. Гаспринского
Такая гуманистическая программа изменений согласно взглядам Гаспринского могла быть реализована через два канала: школьное (начальное, среднее и высшее образование) и из-за элементарного просвещение, для которого нужна издательская деятельность. В 1883 году после нескольких попыток Гаспринскому удается основать первую газету крымских татар «Тарджиман» («Переводчик»), которая выходила некоторое время и после его смерти. Прекратил издаваться в 1918 году, когда политическая картинка уже совсем изменилась.

Этот издательский проект в начале имел достаточно узкую аудиторию. Газета выходила раз в неделю. Сначала там работало всего три автора, ему помогала жена. Еженедельник выходил на русском и крымскотатарском, он имел с одной стороны морализаторский и поучительный характер, где говорилось о различных проблемах как то безработица, алкоголизм, невежество. Часто невежество было связано не с тем, что не хватало начальных школ, а так как многие среди низших социальных слоев считали, что их детям образование не нужно. То есть чтобы они вели тот образ жизни, который вели деды и прадеды. Они не понимали, какие возможности дает образование, она позволяет вырваться из этого порочного круга.

«Тарджиман» также писал о текущих событиях в жизни Крыма и татар; татар не только крымских, но и волжских и вообще для тюрков. Потому что эта этническая община была достаточно большой. И «Тарджиман» впоследствии стал популярным. Параллельно росла и популярность Гаспринского. Он был избран депутатом Бахчисарайского городской думы, а затем на несколько лет стал городской головой Бахчисарая. На этой должности он в значительной степени способствовал тем в первую очередь образовательным реформам уже как администратор.

Про «джадидизм», то по-арабски «джадид» - это «новый», то есть это был интеллектуальное движение в исламском мире, который отстаивал идею модернизации культурных стандартов исламского мира, постепенную секуляризацию, где бы ценности соседствовали с ценностями светского общества и демократическими нормами.

Гаспринский писал, что мы не сможем сделать крымских татар состоятельными, если они не будут учиться в коммерческих училищах, если они не будут знать права, законодательства, основы экономики, иностранных языков. Вот эти идеи джадидизма он пытается реализовать реформируя уже существующие школы, гимназии и училища, которые существовали в Крыму как государственные.

Андрей Кобалия: Но мне также известно, что Гаспринский известен как сторонник пантюркизма. Не могли бы Вы рассказать, что такое «пантюркизм»? Также интересно узнать как он видел будущее Крыма.

Алексей Сокирко: Гаспринского тяжелого назвать идеологом пантюркизма, ведь эта идеология сформировалась в программах других мыслителей исламского мира тюркского происхождения в начале XX века. Но Исмаил Гаспринский был идейным вдохновителем этого движения, его перед течению. Его преемники знакомились с его журналом.

Кстати, кроме «Тарджиману» выходил еще женский журнал - «Алем-Нисван; сначала как дополнение к недельного журнала, а затем как отдельное издание. Издание содержало советы по воспитанию детей в европейском стиле, пропагандировалась светская женское образование и много других новшеств, которые многие из традиционного мира не воспринимал.

Гаспринский считал, что именно на территории России лежит географический центр тюрков, откуда они расселялись еще в древние времена на Ближний Восток, в Переднюю Азию, Восточную Европу. Там язык, на котором он писал, это была попытка создать общетюркский язык. К тому языком государственного управления, языком литературы был османо-турецкий язык.

Андрей Кобалия: Напоследок хотелось бы поговорить о памяти о Гаспринского. В начале разговора мы раскрывали то, что спрятано по фамилии. Помнят его в Крыму или не только в Крыму?

Алексей Сокирко:
Гаспринскому есть два мемориальных памятника, его могила в Бахчисарае, в доме, где он жил, и где находилась редакция «Тарджиман», там создан мемориальный музей. Имя Гаспринского носят несколько улиц в Симферополе и Бахчисарае, в честь него названа центральная крымскотатарская библиотека в Крыму. Единственное, что я не могу сказать, в каком состоянии памяти Гаспринского сейчас. По рассказам, которые я слышал от коллег крымских татар, которые живут на материке, но бывают и в Крыму, ситуация не очень удовлетворительная за того, что в музее был уволен директор, музей часто закрыт. И мы знаем отношение новой российской власти к крымским татарам, она далека от либерализма или умеренности. Что будет дальше мне трудно сказать.

Но с другой стороны Гаспринский относится к тем фигурам, которые обречены на то, чтобы их помнили и чтили. У волжских татар продолжают публиковать его произведения, переиздаются его новеллы и публицистика. Я думаю, что память о Гаспринском не пойдет в забвение.

Сохрани страницу для ДРУЗЕЙ в Вконтакте, Фейсбуке, Одноклассниках!

Ваши комментарии:

Рейтинг: 8/10. Отзывы в категории: 10 | Оценок: 184. Рейтинг:        

Написать комментарий!

« Нажмите ОДИН раз! и потомчерез 10 секунд обновите страницу.

Анонс статьи для того, чтобы поделиться в социальные сети (кратко):

Историк Алексей Сокирко о крымско-татарском просветителе Исмаиле Гаспринском, фото

Рядовому украинцу очень мало известно об истории крымско-татарского народа. Все слышали о нападениях кочевников, Крымское ханство и русско-турецкие войны. Однако очень редко внимание акцентируется смотрите тут!

Ссылка: http://newsgg.ru/main/ukraina/913-ismail-gasprinskiy.html

Хочу подписаться на обновления сайта по E-mail: Подписаться (ссылка). Самые последние новости будут приходить к вам прямо на почту!

Добавлено сегодня:

Посмотри это:

Алтын текст песни (татарская) слова музыки
Битва экстрасенсов 278 серия 03.12.2016 ТНТ
Отель Элеон 9 серия 08.12.16 СТС
Барселона Реал Мадрид 03.11.16 смотреть онлайн трансляция Матч ТВ
Вжух кот мем оригинал
Отель элеон 7 серия 06.12.16 СТС новый сериал Элион
КВН высшая лига Кубок мэра Москвы 04.12.2016