Финансирование стипендий обсуждаем с заместителем министра образования и науки Инной Совсун


Рекламные ссылки:

Категория: Новости / Украина // Оставить отзыв

. NEWSGG.RU — Финансирование стипендий обсуждаем с заместителем министра образования и науки Инной Совсун, экспертом центра CEDOS Егором стадное и исполнительным директором Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.

Татьяна Трощинская: Общественное радио попыталось разобраться, что будет происходить со стипендиями и действительно предполагают отменить. Первоисточником такой новости был первый видеоблог министра финансов Александра Данилюка, который появился в YouTube несколько дней назад. Вот, что министр говорит о стипендии.

Александр Данилюк: В новостях проскочила и быстро распространилась новость, что якобы Министерство финансов отменило стипендии.

Во-первых, Министерство финансов не имеет полномочий отменять стипендии, как оно не имеет полномочий и назначать стипендии.

На самом деле, мы предложили Министерству образования и Министерству социальной политики перейти на европейскую практику, когда стипендии не платятся всем, а делятся на две составляющие. Первое - это академические стипендии для ограниченного числа студентов, как инструмент мотивации лучше учиться. Это должен быть не просто стипендия, а награда. И вторая составляющая - социальная стипендия, которая на самом деле является поддержкой тех студентов, которые наименее защищены социально. Это могут быть дети с инвалидностью, дети из малообеспеченных семей, то есть те слои, которые мы, как государство, обязаны поддерживать.

Татьяна Трощинская Чтобы выяснить, что думает по этому поводу Министерство образования и науки, наша коллега Ирина Славинская поговорила с заместителем министра Инной Совсун.

Инна Совсун: Министерство образования и науки последних года два работает над реформой финансирования высшего образования в целом. В этой реформе, очевидно, невозможно обойти вопрос стипендии, потому что стипендии - это 40 % от объема финансирования высшего образования.

Подход, при котором академические стипендии предоставляют лучшим, а социальные - тем, кто без стипендии не сможет прожить, он вписывается в предложенную реформу финансирования. Но это должно быть не единственный компонент реформы. Здесь необходим комплексный пересмотр, а не просто попытки сэкономить на стипендиальные обеспечении. Мы убеждены, что действующая модель нужно менять одновременно нужно делать и другие шаги, чтобы финансирование, которое выделяется сейчас на высшее образование использовалось эффективно в контексте развития, чтобы деньги направлялись на обновление лабораторий, закупку оборудования.

Это вопрос, который будет решаться на уровне парламента и будет зависеть от договоренностей в правительстве. Зарубежные эксперты, которые с нами общались, отмечают, что для реформы финансирования в образовании нужно несколько лет. На конечном этапе она принимается Верховной Радой и именно парламент решает, какой будет норма закона, определяющего стипендиальной обеспечения. Так что без решения Верховной Рады любые изменения здесь невозможны в принципе.

Сегодня на стипендиальные обеспечения мы тратим около 4 -4,5 миллиардов гривен ежегодно. Если уменьшить долю тех, кто получает академическую стипендию, а сейчас это около 70 % всех стипендий, то экономию, которая образуется, по моему убеждению, необходимо направить на развитие вузов : закупку оборудования, обновление лабораторий и мотивации сильнейших преподавателей из зарплаты.

Татьяна Трощинская: О международном опыте в реформах финансирования образования мы поговорили с экспертом центра CEDOS Егором стадное. Первым вопросом было, то, насколько стипендии мотивируют студентов учиться.

Егор Стадный: Мы имеем около 4,8 миллиардов гривен на финансирование стипендий. Из них почти 1 миллиард - социальные стипендии, остальные - академические, которые призваны мотивировать. На практике же академическую стипендию получает студент, имеющий 71 и выше балл по 100 . Это привело к тому, что около 80 % бюджетников дневной формы получают стипендии. Мотивации учить на «отлично» они не имеют никакой.

Это недопустимая ситуация для страны, имеющей бюджетные проблемы. Эти 4 миллиарда гривен тратятся без максимального эффекта, который мог бы быть. И еще почти миллиард идет по справкам об инвалидности, сиротстве, чорнобильство.

Татьяна Трощинская: Эти справки то обнаруживаются или там могут быть разные варианты?

Егор Стадный: Это большой вопрос. Наше предложение проста. Надо чтобы социальная стипендия была полностью социальной, а академическая - мотивацией к отличной учебе.

Надо посчитать, сколько денег останется, если из 4,8 миллиарда вычислить стипендии нынешних студентов. Потому что я сомневаюсь, что кто-то из депутатов захочет рискнуть отобрать стипендии у тех, кто уже являются студентами. И вот то, что останется и тот люфт для реформы финансирования.

Социальная стипендия должна постепенно становиться адресной, для малообеспеченных, как это и заявили в Минфине. Есть порог доходов, после которого социальная стипендия уже не начисляется. К этому порогу мы делим семьи на четыре-пять категорий например, чтобы менее нуждающиеся получали меньшую стипендию, а более нуждающиеся - больше. Далее фактор обеспеченности жильем. Если человек из другого города, то шансы получить социальную стипендию растут. У меня еще есть такая мечта, проводить дифференциацию стипендий в зависимости от города, где находится университет. Потому что есть города, где проживание не столь дорого.

Во всей Европе именно социальная стипендия является основой стипендиального обеспечения, так как это вопрос доступа к высшему образованию.

Татьяна Трощинская Я почитала комментарии к этому сообщению министра финансов и вот именно вопрос о том сохранится для людей возможность учиться, если они не будут иметь стипендий и было основным.

Егор Стадный: У нас стипендии как морская свинка: и не свинка, и не очень морская. То есть на них и не живут, но их платят. Именно поэтому должны учитывать фактор доходов семьи, которая удерживает студента.

Очень важный вопрос - механизм верификации справок, предоставляемых для стипендии. Механизм верификации с пенсионерами показал себя достаточно хорошо. Так что вопрос доступа к высшему образованию мы покрываем. То есть, если ребенок живет в райцентре или деревне, а за знаниями может учиться в Киеве но родители не могут себе этого финансово позволить, то как раз социальная стипендия и решит этот вопрос потому что это и есть доступ к образованию.

Что же делать с академическими стипендиями? В соседней Польше такая стипендия называется «стипендией ректора» и начисляется только 10 % студентов. Например, в Варшавском университете ее размер составляет около 130 евро в месяц. То есть разница между 800 гривнами и 130 евро ощутима и таки мотивировать учиться лучше действительно нельзя.

Андрей Куликов: С нами сейчас на прямой связи ' связи исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вишлинский. Вы отстаиваете утверждение, что отмена стипендий не нанесет существенного вреда и опровергаете, что такие изменения являются социально несправедливыми.

Глеб Вышлинский: Мне кажется, что система, которая сейчас является социально несправедливой. Ограниченные ресурсы, которые есть у государства направляются в равной степени всем независимо от их финансовой потребности. Гораздо справедливее было бы учитывать материальное положение студента и его семьи. Также и уровень такой стипендии должен быть значительно выше.

Андрей Куликов: А не открываем мы этим поле для злоупотреблений? Ведь справки можно подделать. Разве что отправлять адресно проверяющих.

Глеб Вышлинский: А другого варианта нет. Социальная помощь не может назначаться без проверки материального положения. Тогда если студент действительно нуждается в такой стипендии, он пройдет по процедуре.

Татьяна Трощинская: Эта реформа стипендиального обеспечения способна изменить рынок труда?

Глеб Вышлинский: Так, как они выглядят сейчас стипендии вряд ли влияют на решение студента идти или не идти работать. С точки зрения рынка труда нам надо смотреть на раздутое госзаказа на высшее образование. Решением Кабинета министров его еще и была увеличена на 12 % при том, что на 6 % сокращается количество поступающих по демографическим причинам. Легкость вступления и низкое качество приводят к тому, что молодые люди вместо строить карьеру бездумно тратят 4 года своей жизни.

Сохрани страницу для ДРУЗЕЙ в Вконтакте, Фейсбуке, Одноклассниках!

Ваши комментарии:

Рейтинг: 6/10. Отзывы в категории: 10 | Оценок: 155. Рейтинг:        

Написать комментарий!

« Нажмите ОДИН раз! и потомчерез 10 секунд обновите страницу.

Анонс статьи для того, чтобы поделиться в социальные сети (кратко):

Финансирование стипендий обсуждаем с заместителем министра образования и науки Инной Совсун, фото

Финансирование стипендий обсуждаем с заместителем министра образования и науки Инной Совсун, экспертом центра CEDOS Егором стадное и исполнительным директором Центра экономической стратегии Глеб смотрите тут!

Ссылка: http://newsgg.ru/main/ukraina/540-stipendii-2016.html

Хочу подписаться на обновления сайта по E-mail: Подписаться (ссылка). Самые последние новости будут приходить к вам прямо на почту!

Добавлено сегодня:

Посмотри это:

Алтын текст песни (татарская) слова музыки
Отель Элеон 9 серия 08.12.16 СТС
Барселона Реал Мадрид 03.11.16 смотреть онлайн трансляция Матч ТВ
Битва экстрасенсов 279 серия 10.12.2016 ТНТ
Вжух кот мем оригинал
Отель элеон 7 серия 06.12.16 СТС новый сериал Элион
КВН высшая лига Кубок мэра Москвы 04.12.2016