Женщина-труженица - как в СССР манипулировали с идеями равноправия?


Рекламные ссылки:

Категория: Новости / Украина // Оставить отзыв

. NEWSGG.RU — Об эмансипации во времена СССР поговорим с кандидатом исторических наук, научный сотрудник Центра украиноведения философского факультета КНУ имени Тараса Шевченко Екатериной Кобченко.

Ирина Славинская: Как в Украину пришла эмансипация на государственном уровне?

Екатерина Кобченко: Конечно, советская власть изобрела эмансипацию, это было дело женского движения, но советская власть поставила эмансипацию одним из лозунгов своей политики.

Ирина Славинская: То есть с 1917 году?

Екатерина Кобченко: Фактически, да. В Украине советская власть окончательно утвердилась позже, в начале 20 -х годов. Но первые декреты на территории России у нас повторялись.

Речь шла о том, что женщина уравнивается в правах с мужчиной во всех сферах, чего раньше не было.

Лариса Денисенко: кому и когда пришла идея лепить из женщины образ труженицы? И побудило это других девушек учиться и утверждаться в этой сфере?

Екатерина Кобченко: Вне сомнений, это была мобилизационная кампания, полна символов и героических образов, но их создатели опирались на реальных женщин, и эта идея находила отклик в среде женщин, которая воспринимала этот порядок как образование. При том, что советская власть всегда повторяла месседж, что только она открыла женщинам права и предоставила им возможность учиться. По обучению - это было правдой, потому что ликвидация неграмотности, доступ различных слоев к обучению, в том числе и крестьян и рабочих, была осуществлена именно советской властью.

Женщина-колхозница, которая становилась свободной, на самом деле равна в правах с мужчиной, который был так же бесправным крепостным в государстве.

Но особенно распространенной была мобилизационная кампания по привлечению женских трудовых ресурсов. Это началось в 20 -30 -х годах с началом индустриализации и коллективизации, когда женский ресурс стал просто необходимым для советской власти. И для того, чтобы сделать работу, в том числе и на тяжелых производствах и мужских профессиях, привлекательной, женщинам бросался вызов. Есть такой известный плакат «Женщина, на паровоз!».

Таким образом привлекательными становились именно мужские профессии, на что делался упор в советской экономической системные: военная сфера, техника, промышленность.

Это был своего рода вызов для женщин, потому что с них никто не снимал семейных обязанностей, считалось, что параллельно с ними женщина должна стать полноценной труженицей и работать полный рабочий день. И героические образы женщин брались из тех сфер, которые ранее были сугубо мужскими.

Появились первые женщины метробудивкы, особенно поощряли женщин-колхозниц после Голодомора, массовой коллективизации и раскулачивания. Надо было, по крайней мере символически, находить легитимацию советской власти в среде крестьянства.

Возможность работать на тяжелых предприятиях подавалась как право женщины
Ирина Славинская: И здесь возникает образ трактористки?

Екатерина Кобченко: Так, образ трактористки и передовой женщины на селе. Если Ленин говорил о пролетарской часть женской армии, то Сталин это распространил на женщину-крестьянку. Он сказал, что подобно пролетарки, которая продает свой труд и является таким образом не зависит от мужчины, женщина-труженица так же зарабатывает трудодни, и теперь ни человек, ни отец не могут ее упрекнуть, что она в них сидит на шее.

Ирина Славинская: Очевидно, что образы женской эмансипации вписываются в определенные мифы: миф о женщине-труженице, о женщине-колхозницу и так далее. О чем на самом деле эти месседжи? Идет ли речь об определенной манипуляции, если мы будем их дешифровать как пропагандистский послание?

Екатерина Кобченко: Я позначувала это в своих публикациях как некий гендерный вызов. На самом деле, да, это своего рода манипуляция. Мы уже трудодень, а это достаточно условная единица оплаты труда, - палочка в тетради, где отмечалось трудодни, которая оплачивалась или натурой, или чем-то другим. То есть женщина-колхозница, которая становилась свободной, на самом деле равна в правах с мужчиной, который был так же бесправным крепостным в государстве. И в этом они действительно сравнялись.

Есть исследования на эту тему американской исследовательницы Энди Голдберг «Женщины у проходной», которое показывало, что в течение первой пятилетки промышленность получала новые рабочие кадры почти исключительно за счет женщин. Государству срочно нужны были новые рабочие руки, ведь строились новые предприятия, и надо было привлечь женщин. То есть это возможность работать на тяжелых предприятиях подавалась как право женщины. И были такие пропагандистские месседжи, что раньше женщина не могла попасть, например, в производство металлов, а теперь у нас в этой сфере целая армия женщин.

Лариса Денисенко: Какие позитивные вещи в этом направлении были внедрены во времена советского законодательства?

Екатерина Кобченко: Так, нельзя говорить только о негативных вещах, и надо делать разницу между 20 -ми и 30 -ми годами. 20 -е годы были более свободными в вопросе дискуссии и вопросе большевистской политики, потому что тогда можно было говорить об общественных недостатки, о том, что это путь к эмансипации женщины. Помним плакаты 20 лет: «Даешь новый быт», «Долой кухонное рабство» и т. Д. То есть государство в лице своих идеологов, например, Александры Калантай - спикера пролетарского женского движения, прекрасно понимала, что без улучшения бытовых условий, полная эмансипация невозможна. Тогда это формировалось таким образом, что государство должно взять на себя часть обязательств по уходу за детьми, облегчить бытовую сферу и социальные условия и т. Д. И сам по себе вопрос равноправия было чрезвычайно передовыми.

Власти пытались нести определенную правовую просвета в массы женщин. Это и женотделы по партийной линии, также они существовали и на уровне исполнительной власти, были делегаты, есть представительницы женщин на предприятиях, работавших с простыми женщинами, защищали их социальные права и объясняли им эти права. Была попытка нести таким образом женщине правовое образование для того, чтобы сделать ее политически и социально более грамотной.

В 1947 году депутатами парламента Советской Украины был избран 112 женщин
Что касается семейного законодательства, то 20 -е годы были более свободными и более либеральными. Государство даже пыталась размытые границы семьи, были немного утопические идеи о свободных отношениях, о том, что люди должны жить друг с другом по собственной воле и собственной ответственности. Но, поскольку все эти обещания и лозунги сильно пробуксовки со стороны государства - социальная сфера, облегчение бытовых условий, уход за детьми и т.д., женщины, как и раньше, должны были тянуть лямку на себе. 20 -е годы характеризовались легкостью развода и заключения браков, получения алиментов, права на аборт, то есть женщине в правом плане было многое обеспечено.

30 -е годы, которые принесли с собой сталинскую новую конституцию, положили этому конец. Тоталитарное государство нуждалось контроля над ячейкой общества - семьей, также нуждалась демографического роста, что привело к более жесткому семейного законодательства: запретили аборты, разводы усложнились и тому подобное.

Если говорить о попадании женщин к политике, то в советское время единственная возможность была туда попасть - через комсомол и партию. Женщины в то время впервые появились в Верховной Раде. Я нашла статистические советский данные по Верховной Рады СССР , где говорится, что в 1947 году депутатами парламента Советской Украины был избран 112 женщин. В 1937 году в Верховную Раду Союза ССР в нижнюю палату совета Союза попало около 15 % женщин, а в Раду национальности - 19 %. Кстати, в депутата попали как раз те женщины-передовицы, о которых мы упоминали, уже стали живыми символами.

И надо полагать, что несмотря на положительные на тот момент цифры, возможность какой-то самостоятельной политической деятельности была сведена на нет, потому что единственное право этих женщин было выполнять генеральную линию партии, собственно, как и большинства мужчин депутатов.

Лариса Денисенко: В послевоенное время, когда погибла очень большое количество мужчин, не применяла советская власть какие-то варианты пропаганды, чтобы привлечь и активизировать женщин еще больше?

Екатерина Кобченко: Да, и мы помним плакат, на котором стоит девушка со строительным инструментом «Построим все». Конечно, после войны женщина стала основной силой в колхозе. Возможно, тогда немного поменшилися эмансипационные лозунги, а увеличились месседжи, что нужно восстановить государство - мы победили врага, достаточно приложить немного усилий и мы построим нашу страну после войны.

Мы знаем, что советская власть в 1955 году отказалась от запрета абортов, так как до 70 % женщин погибало от подпольных абортов.

Сохрани страницу для ДРУЗЕЙ в Вконтакте, Фейсбуке, Одноклассниках!

Ваши комментарии:

Рейтинг: 8/10. Отзывы в категории: 10 | Оценок: 150. Рейтинг:        

Написать комментарий!

« Нажмите ОДИН раз! и потомчерез 10 секунд обновите страницу.

Анонс статьи для того, чтобы поделиться в социальные сети (кратко):

Женщина-труженица - как в СССР манипулировали с идеями равноправия?, фото

Об эмансипации во времена СССР поговорим с кандидатом исторических наук, научный сотрудник Центра украиноведения философского факультета КНУ имени Тараса Шевченко Екатериной Кобченко. Ирина смотрите тут!

Ссылка: http://newsgg.ru/main/ukraina/1155-zhenschina-truzhenica-kak-v-sssr-manipulirovali-s-ideyami-ravnopraviya.html

Хочу подписаться на обновления сайта по E-mail: Подписаться (ссылка). Самые последние новости будут приходить к вам прямо на почту!

Добавлено сегодня:

Посмотри это:

Алтын текст песни (татарская) слова музыки
Битва экстрасенсов 278 серия 03.12.2016 ТНТ
Барселона Реал Мадрид 03.11.16 смотреть онлайн трансляция Матч ТВ
Саша Таня 5 сезон 12 серия 30 11 2016 ТНТ 92 серия
Отель Элеон актеры 4 серия 30.11.2016 СТС
Отель Элеон 5 серия 01.12.2016 СТС
КВН высшая лига Кубок мэра Москвы 04.12.2016