Двор искусства: где появился, как развивался и откуда пришел стрит-арт


Рекламные ссылки:

Категория: Новости / Россия и мир // Оставить отзыв

. NEWSGG.RU — На протяжении истории развития уличного искусства отношение к нему успело измениться кардинальным образом. Сейчас граффити и муралы стали важным видом социального и политического искусства. В пределах общего спецпроекта «Герои улиц» с брендом Pepsi, мы попытались проследить, когда появился стрит-арт, как он завоевывал и менял города во всем мире.

Город как художественное полотно

Наиболее упорные историки ищут истоки стрит-арта еще в эпохе палеолита, когда древние люди рисовали животных на стенах пещер. Если пещерные люди создавали подобные рисунки для, скажем, своего племени, то первые стрит-художники руководствовались похожей, но более глобальной целью - показать свое творчество всему городу. Город же и стало их полотном: стены, вагоны, ограждения, урны - для стрит-арта подходит любое необычное место, которое, в то же время, находится на виду.

Современный стрит-арт часто отождествляют с граффити, ведь первые уличные рисунки были сделаны именно аэрозольной краской. Однако, сегодня понятие стрит-арта стало гораздо более объемным и включает в себя также муралы, мозаики, светодиодная искусство, шаблонное граффити, фотообои, стикер-арт, вязаное граффити и другие виды.

В стрит-арте, однако, главной далеко не форма, а содержание или идея работы. Он может варьироваться от простого имени или символа самого художника рисункам на темы свободы, неравенства, окружающей среды - это может быть любая тема, кажется художнику важной и актуальной. Размещая свои работы в среду, далеко от художественного контекста, урбан-художники бросают вызов этой среде и общаются с его жителями без посредников.



Рок-н-ролл визуального искусства Нью-Йорк, 70-80-е годы



Предшественники современного уличного искусства - политические и социальные лозунги, которые появлялись на домах и заборах в знак протеста или для маркировки территории (как это делали, например, уличные банды). Одиночные граффити пришли к нам еще с 40-х годов, такие как надпись «Здесь был Килрой» с изображением длинноногим человечка. Авторство этой надписи приписывают работнику кораблестроительный компании Джеймсу Килрою, который рисовал его на внутренних стенах кораблей, над которыми работал. Распространилась эта фраза уже благодаря американским военным во время Второй мировой войны, оставляли ее в местах расположения своих воинских частей.

История же массового стрит-арта начинается именно с американского граффити 60-70-х годов. Художники и исследователи стрит-арта Роджер Гастман и Калеб Нилон называют граффити «рок-н-роллом визуального искусства», который создало поколение детей. В 60-е годы центром первого массового движения граффити стала Филадельфия, но громкий бум произошел в Нью-Йорке в 70-х годах. Именно нью-йоркская молодежь развила граффити до уровня художественной формы, которая за 30 лет эволюционировала от простых автографов в муралы на стенах многоэтажек.

Тренд, который объединял урбан-художников того периода - «бомбить» дома и стены автографами, преимущественно состояли из псевдонима художника и номера его улицы (например, TAKI 183 или Tracy 168). Целью каждого граффити-мастера было «забомбить» все пять районов Нью-Йорка, чтобы весь мегаполис знал его имя. Поскольку в то время городу не хватало средств на борьбу с граффити, краска на улицах Нью-Йорка не успевала высыхать. Особенно досталось местному метро — наказывать стрит-художников было некому, поэтому вагоны разрисовывались техникой «сверху-вниз» и целые поезда оказывались под слоями краски.

Быстрое размножение однотипных надписей побудило амбициозных художников искать индивидуальный стиль. Таким образом в 80-е годы зьявиляються уже узнаваемые человечки Кита Харинга , метки SAMO © Жана-Мишеля Баския и надписи I AM THE BEST ARTIST Рене Монкады. Интерес публики к авторскому граффити помогла многим художникам перекочевать из Бронкса в более престижные районы Нью-Йорка - верхний Манхэттен и Сохо. В то же время муниципалитет начинает решительную политику по сдерживанию и удалению граффити, а также лимитирует продажи краски. Такие препятствия несколько ограничивают массовое творчество, но не останавливают наиболее упорных художников, теперь идут на более высокий риск (в буквальном смысле) и начинают рисовать даже крыши и высотки. Среди звезд того времени - Fab 5 Freddy , Zephyr , T Kid и Seen . Печальный момент, подмечают историки граффити - много качественных граффити, муралов и постеров 70-80-х годов исчезли навсегда, ведь до эры мобильных телефонов и интернета их почти никто не успел задокументировать.

Фотография: «Господи помоги мне выжить среди этой смертной любви», Дмитрий Врубель

Берлин и Париж, 80-90-е годы



Если в Америке 80-х годов стрит-арт переживал временный упадок, в Европе это движение только начинал распространяться и приобретать новых героев. Наверное, самым большим в Европе (если не во всем мире) граффити-полотном стала Берлинская стена, западная сторона которой в 80-е годы была полностью разрисованная немецкими и интернациональными художниками. Поскольку жители восточного Берлина имели ограниченный доступ к стене, другая ее сторона осталась фактически чистой. С западной стороны стена была открытым для всех, на нем начали появляться самые разнообразные работы, большая часть которых, конечно же, несла политический и социальный характер. Одно из самых запоминающихся граффити Берлинской стены - изображение Брежнева и Хонеккера, целующихся под надписью « Господи помоги мне выжить среди этой смертной любви » (автор - Дмитрий Врубель). Западная часть Берлинской стены стала открытой галереей, привлекала современных художников и туристов до демонтажа стены в 1989 году.

Другой европейской столицей, куда магнитом тянуло уличных художников, был Париж. Именно на 80-90-е годы приходится подъема парижского уличного искусства. В его авангарде - Jef Aérosol, Miss.Tic, Zevs, Monsieur Chat и Space Invader и каждый из них оставляет отпечаток в истории стрит-арта особым стилем и посланиями, которые транслируются окружению. К примеру, Jef Aérosol создает шаблонные черно-белые граффити с традиционными красными стрелками - подписью художника. Miss.Tic (одна из немногих женщин среди французских уличных художников) «расселяет» по парижским стенах трафаретных женщин и сопровождает рисунки поэтическими надписями, а Monsieur Chat - посмихненого (а порой и крылатого) кота. Художник Zevs начинает с обмальовування теней обычных уличных предметов (фонарей, скамеек и входов в метро), а затем переходит к «похищении» уличной рекламы. Самое известное его серия - «Ликвидированы логотипы» - изображает логотипы крупнейших мировых компаний, из которых стекает краска. Таким образом он указывает, что несмотря на повсеместность этих компаний, ни одна из них не является вечной в современном потоке брендов и услуг.

Другая французская звезда стрит-арта того времени - Space Invader (ныне просто Invader), который создает компактные цветные мозаики по мотивам одноименной игры семидесятых и устанавливает их в труднодоступных местах. Работы Invader - а их уже более трех тысяч - сегодня можно найти в 60 городах 30 стран мира.




Фотография:

Лондон и эффект Banksy - девяностых и начало ХХ века

Лондон становится вторым после Нью-Йорка хабом для уличных художников, известных из которых сложно даже перечислить в одном материале. Вспомнить хотя бы Drax, Nema, 10Foot, Neas, Regret, Eine Fuel, Robbo и Tox. Последний даже получил 27 месяцев за решеткой за причинение вреда. Большинство вышеупомянутых художников получали как положительные, так и отрицательные отзывы на свое творчество, а работы некоторых даже открыто назывались простыми, однако безусловным феноменом этого периода стал Banksy. Бристольский художник каким образом ворвался на страницы газет и выпуски новостей Британии и мира, удавалось далеко не каждому уличному художнику.

Banksy, настоящее имя которого до сих пор неизвестно широкой публике, начал создавать трафаретные граффити, которые радовали горожан точным юмором или затрагивали острые темы современности благодаря игре слов и символов. Мир и свобода, права коренных народов и сексуальных меньшинств, современный стиль жизни и глобальное потепление - простым трафарету Banksy сумел привлечь внимание прохожих к сверхсерьезные проблем, моментально реагируя на последние информповоды. В отличие от «классических» урбан-художников, которые распространяют одинаковые рисунки или просто «бомбят» своей подписью весь город, Banksy почти не повторяется в своих работах и ​​каждая его новая идея становится событием в жизни города. Полицейские, целуются, голубь мира под прицелом или девочка с шариком-сердечком - трафареты Banksy становятся маркерами современного стрит-искусства и иллюстрацией важнейших событий или явлений современного мира.

Здесь стоит сказать, что начало ХХ века дает стрит-артовые новую жизнь в очень буквальном смысле. С появлением смартфонов и дешевых фотокамер граффити, муралы или мозаики уже не рискуют быть зарисованными, снесенными или забытыми навсегда - теперь их хранит всемирная сеть. Интернет также помогает урбан-художникам популяризировать свои творения - благодаря фото и видео их работы могут увидеть не только жители или туристы города, но и безграничная интернет-аудитория. Такое и происходит со многими работами Banksy: полиция их уничтожает и обрисовывает, но они продолжают существовать в онлайн-галереях, альбомах и принтах.

Мегапопулярность Banksy принесла ему и интерес со стороны коммерческого арт-мира - его работы начинают продаваться за невероятные суммы (100-200 тыс. Английских фунтов, из которых сам автор не получает ни копейки, так как его лицо - тайна). Это порождает так называемый эффект Banksy - явление, когда интерес к ранее недооцененных урбан-художников начинает быстро расти благодаря резкому взлету одного художника. Собственно, к этому времени работы стрит-художников уже начали перекочевывать из улиц в галереи, но эффект Banksy значительно актуализировал разговор о коммерческой выгоде уличного искусства. Сам же Banksy описывает свой взгляд на такую ​​дилемму довольно критически: «Коммерческий успех является признаком неудачи граффити-художника».

Фотография: "Philadelphia Muses", Meg Saligman

Мировая экспансия урбан-арта

Сегодня мировой урбан-арт продолжает процветать как в обычных уличных, так и в галерейных условиях. Некоторые города - их динамика, общество и андерграунд-культура - привлекают на свои улицы настоящие общины стрит-художников. В Северной Америке Нью-Йорк остается первоклассной платформой для мастеров со всего мира, особенно такие его районы, как Челси, Нижний Ист-Сайд на Бруклин. Филадельфия, Питтсбург и Сан-Франциско - знаменитые своими муралов. В Филадельфии ( «городе муралов») и Питтсбурге специальным агентствам выделяется бюджет для найма уличных артистов, а Сан-Франциско целые районы муралов - например, Mission - либо проводят тематические экскурсии.

Центры стрит-арта в Южной Америке - это бразильский Сан-Паулу и аргентинский Буэнос-Айрес. Последний может похвастаться крупномасштабными муралов, что принесли городу особую славу.

На африканском континенте стрит-арт является не таким распространенным явлением, которое, однако, можно встретить в Йоханнесбурге и Каире. Как это часто случается, расцвет урбан-искусства приходится на решающие периоды общественной жизни, поэтому неудивительно, что во время «арабской весны» в Каире значительно больше стрит-арта с политическим контекстом.

Буэнос-Айрес, Аргентина, автор неизвестен
Уличное искусство в Австралии и Океании возникло под безусловно большим влиянием американского стрит-арта. Второй по величине город Австралии - Мельбурн - изобиловало граффити еще в 70-80-е годы, но больше всего Мельбурн прославился как столица шаблонных граффити. В Окленде (Новая Зеландия) городские власти даже позволила уличным художникам рисовать электрические щитки.

В Украине же стрит-арт искусство начало приобретать популярность еще в 90-х, но только в последние годы произошел настоящий бум уличного искусства: Украинский стрит-художники заявили о себе не только в Украине, но и в мире, горожане начали с упоением обсуждать вновь муралы, а городские власти даже стали приглашать уличных художников к сотрудничеству. Стрит-арт в Украине занял место где-то на границе между социально-политическим высказываниям и современным искусством, он часто вызывает жаркие дискуссии в обществе, но никого не оставляет равнодушным - это уж точно.

Целью образовательного проекта бренда Pepsi «Герои улиц» является популяризация культуры стрит-арта во всех городах страны. В рамках проекта 8-10 июля гости киевского музыкального фестиваля Atlas Weekend увидят создания настоящего мурала вживую. Во время фестиваля будет объявлено старт всеукраинского конкурса на лучший эскиз мурала, что будет нарисован на здании в одном из городов Украины. Принять участие в конкурсе сможет каждый профессионал или начинающий художник, который хочет, чтобы его работа стала украшением всего города. Детали конкурса ищите уже скоро на странице спецпроекта «Герои улиц».

Сохрани страницу для ДРУЗЕЙ в Вконтакте, Фейсбуке, Одноклассниках!

Ваши комментарии:

Рейтинг: 6/10. Отзывы в категории: 10 | Оценок: 402. Рейтинг:        

Написать комментарий!

« Нажмите ОДИН раз! и потомчерез 10 секунд обновите страницу.

Анонс статьи для того, чтобы поделиться в социальные сети (кратко):

Двор искусства: где появился, как развивался и откуда пришел стрит-арт, фото

На протяжении истории развития уличного искусства отношение к нему успело измениться кардинальным образом. Сейчас граффити и муралы стали важным видом социального и политического искусства. В смотрите тут!

Ссылка: http://newsgg.ru/main/ru/524-strit-art.html

Хочу подписаться на обновления сайта по E-mail: Подписаться (ссылка). Самые последние новости будут приходить к вам прямо на почту!

Добавлено сегодня:

Посмотри это:

Алтын текст песни (татарская) слова музыки
Битва экстрасенсов 279 серия 10.12.2016 ТНТ
Отель Элеон 9 серия 08.12.16 СТС
Танцы Дети на ТНТ 10.12.16 Танцы 3 сезон 20 выпуск
Вжух кот мем оригинал
Отель элеон 7 серия 06.12.16 СТС новый сериал Элион
КВН высшая лига Кубок мэра Москвы 04.12.2016